Музей

СОХРАНИВШИЕСЯ БЕЛОКАМЕННЫЕ НАДГРОБИЯ И ЗАКЛАДНЫЕ ДОСКИ XV-XVIII ВВ. НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ.
К СОСТАВЛЕНИЮ СВОДА.*


Жердева Анна Сергеевна, менеджер журнала "Жить хорошо"
Абакулов Василий Иванович, научный сотрудник ГУК "КОКМ"
Павлишак Алексей Андреевич, дизайнер ТД "Комфорт"


*Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Калужской области (проект № 09-01-59119 а/Ц).

Кладбища на территории бывшей Калужской губернии начали формироваться в древние времена. В эпоху средневековья курганы сменяются грунтовыми могильниками. Изменяется обряд погребения. Появляются белокаменные надгробные плиты. На указанной территории в период средневековья стали также строить и храмы, при которых зачастую находились древние кладбища с надгробными памятниками, а в стены церквей закладывали памятные белокаменные доски.
В настоящее время на территории бывшей Калужской губернии находится большое количество кладбищ разного времени и разной сохранности. Некоторые из них практически прекратили свое существование, другие древние кладбища интенсивно поглощаются современными захоронениями, исчезают или уже исчезли. В ряде случаев в них ещё сохранились отдельные белокаменные надгробия XV-перв. пол. XVIII вв. (как на сельских погостах, так и при монастырях). Они представляют собой огромный интерес для изучения как краеведческих, так и исторических вопросов, связанных с историей данного региона. До сих пор неизвестно точное количество сохранившихся надгробий этого периода, ни имена людей, которые под ними погребены. На стенах ряда храмов Калужского региона, которые были возведены в XVII-XVIII столетиях, сохранились закладные доски с надписями, также выполненные из белого камня. Они также являются ценными источниками о строителях этих церквей и истории самих храмов.
Сегодняшним жителям городов, сёл и деревень ничего не говорят заросшие мхом и покрытые дерном белокаменные параллелепипеды, всё ещё попадающиеся на заброшенных или действующих до сих пор кладбищах. Белокаменные надгробия, несмотря на давно возникший к ним интерес, все еще недооцениваются как исторический источник. В то время как белокаменная надгробная плита относится к интереснейшим объектам позднесредневековой Руси.
К сожалению, в советский период в связи с утратой интереса общества к дореволюционному историческому наследию, многие захоронения оказались утрачены, древние надгробные сооружения уничтожены, что ещё больше усилило разрыв историко-культурной преемственности поколений.
В течение XX века в Калужской области было разрушено и уничтожено большое количество кладбищ, где находились, в том числе, и белокаменные надгробия XV-XVII вв. Например, древняя часть кладбища у деревни Отяково Боровского района, на территории которого чудом еще сохранилось несколько надгробных плит XVII столетия. Сильно пострадали в советское время и древние монастыри. Полностью был разрушен Перемышльский Свято-Троицкий Лютиков монастырь, где ещё в 1970-х гг. находились древние надгробия дворянского рода Хитрово. Сильно пострадали и другие обители – Лихвинский Покровский Добрый, Мещовский Свято-Георгиевский и другие. Здесь исчезли многие надгробия с мест захоронения уважаемых людей.
Изучение сохранившихся белокаменных надгробий и закладных досок даёт возможность осветить историю этих памятников, проследить историю похороненных персоналий, сделать карту расположения этих объектов историко-культурного наследия, систематизировать эти сведения, и в конечном результате наиболее интересные с исторической точки зрения памятники предложить к постановке на охрану. Полученные сведения будут являться первоисточником для многих дальнейших изысканий, т.к. основная часть работы делалась методом полевых исследований, непосредственно на объектах, подлежащих изучению.
Процесс обследования всей территорий кладбищ региона и древних храмов – это своеобразный мониторинг, в ходе которого появляется возможность произвести общую оценку состояния сохранившихся древних надгробий и храмов указанного периода: сохранность церквей, техническое состояние надгробных плит, сохранность надписей. Зачастую древние надгробные памятники использовали при строительстве церквей (особенно после указа Петра I 1722 г.), закладывая их в стены и фундаменты (например, надгробия в фундаменте Никольской церкви села Николо-Гастунь Лихвинского уезда, надгробие в стене трапезной в Никольской церкви села Людимеск Перемышльского уезда и др.).
Научных работ по сохранившимся на настоящий момент белокаменным надгробиям Калужского края крайне мало. И.В. Болдиным, Г.А. Массалитиной и Т.Ф. Бессоновой были описаны белокаменные надгробия Спасо-Воротынского и Пафнутьев-Боровского монастырей.1 О некоторых надгробиях Спасского монастыря ранее писал в своей книге исследователь Л.А. Беляев.2 Надгробные плиты, сохранившиеся в других монастырях и на сельских кладбищах, были обойдены вниманием современных исследователей.
Других печатных работ по белокаменным плитам (исключая Пафнутьев-Боровский монастырь и редких упоминаний в дореволюционной литературе об отдельных плитах), а тем более закладным доскам, сохранившимся на территории бывшей Калужской губернии (при других монастырях и на сельских погостах) нет, поэтому данная работа необходима для серьезного изучения поставленной проблемы.
Сбор информации по поставленной проблеме проходил на протяжении ряда лет. Рабочей группой проводились натурные обследования на территории ряда районов Калужской области (Боровского, Перемышльского, Юхновского, Ферзиковского и др.), а также Тульской области (Суворовский и Белёвский районы), земли которых входили в состав бывшей Калужской губернии. Информацию в данной статье о белокаменных плитах Спасо-Воротынского и Пафнутьев-Боровского монастырей мы опустим, т.к. их достаточно подробно описали указанные выше исследователи.
В 2008 г. В.И. Абакулов, А.С. Жердева, В.В. Бубликов, Г.Г. Нишанов провели большую работу по выявлению старых частей кладбищ Боровского района Калужской области, описанию сохранившихся в них надгробий XVII-нач. XX вв. В ходе натурного обследования был собран большой материал, включающий также белокаменные надгробия (плиты) XV-XVII вв. (сёла Красное, Отяково, Никололужецкое, Высокое, деревня Кривское и др.), находившиеся на территории Боровского уезда.
Так, в бывшем селе Высоком (ныне входит в черту города Боровска) обнаружена надгробная плита, выполненная из белого камня. Она положена в отмостке при входе в каменную часовню, находящейся возле деревянной Покровской церкви 1701 г.,3 на лицевой поверхности имеет геометрический орнамент, состоящий из трёх рядов мелких треугольников резанных неглубоко, составляющих полукруг. Плита ориентирована север-юг. Предположительно относится к первой половине XVI в. Её размеры 80х60 см. Выяснить толщину не представляется возможным, т.к. плита зацементирована в крыльцо вместе с другими надгробными памятниками и известняковыми блоками.
В селе Красном обнаружено частично сохранившаяся плита из серого известняка, наполовину засыпанная землёй. Верхняя её часть сколота, боковые стороны никаких надписей и орнамента не имеют. Плита лежит на северо-восточной оконечности кладбища, расположенного к северу от каменной Михаило-Архангельской церкви 1910 г. постройки.4 До этого здесь располагалась деревянная церковь. На западном торце сохранилась частично сколотая надпись в четыре строки, выполненная трёхгранно-выемчатым стилем, которую частично удалось прочитать летом 2008 г. В.И. Абакулову и Н.П. Лошкарёвой: "… М …ДНЬ…//… ДУРНОИ НА КОНО БОЮ С ТАТАРЫ ОСИЕНАЕ…//…ГОД АЗОВЪ ПРИВЕЗЕНО ТЕЛО ЕГО Н…//…НЕМЕСТЕ СЕГО ГОДУ СЕНТЯБРЯ В…" Плита имеет размеры примерно 150х50 см, толщину видимой части около 25 см.
Наша рабочая группа посетила и село Отяково, которое до революции носило название Сушево. Здесь, возле каменной Благовещенской церкви, построенной в 1797 г. помещиком Александром Алексеевичем Скрипицыным,5 в 6 метрах от алтаря положены в один ряд надгробные памятники. Они перенесены сюда в процессе реставрации церкви. Всего их 11 штук (включая и фрагменты). К интересующему нас периоду относятся две целые надгробные плиты (№ 1, № 2) и два фрагмента (№ 3, № 4).
По рассказам местных жителей кладбище в селе Отяково располагалось к северу и востоку от храма Георгия Победоносца (так его именует местное население, хотя до революции в этом храме лишь правый придел был во имя Георгия Победоносца, главный же престол в настоящей был в честь Благовещения Пресвятой Богородицы). Погост был уничтожен при строительстве дороги. Надгробия были передвинуты бульдозером в овраг, расположенный к востоку от храма. Два сохранившихся целых белокаменных надгробия (№ 1, 2) были вынуты с лестницы западного входа в храм. Два фрагмента (№ 3, 4) были вынуты из оврага и положены возле церкви. Эти сведения сообщил Виктор Кондратьевич Старожук, за что мы выражаем ему свою благодарность.
Надписей, сообщающих о фамилиях погребенных, к сожалению, не сохранилось. Надгробная плита № 1 выполнена из известняка, имеет трапециевидную форму. Надписи на ней отсутствуют. Лицевая поверхность плиты украшена жгутовым орнаментом (причём, только с одного бока, т.к., скорее всего, вторая сторона плиты была стёсана). В центре нижнего клейма в обрамлении жгутового же орнамента находится солярный знак в виде розетки. С восточной стороны плиты сохранился боковой орнамент – каннелюры – редко поставленные "арочки", разделённые вертикальными линиями. На других сторонах он отсутствует, возможно, был сбит. Размеры плиты 100х56 см, толщина 18 см. Датировать её можно последней четвертью XVI-началом XVII вв.
Надгробная плита № 2 также выполнена из белого известняка. На верхней лицевой поверхности имеется так называемый ногтевой орнамент в виде чешуи, который обрамляет её с трёх сторон. Такой орнамент встречается довольно редко. Плита имеет многочисленные сколы по всей поверхности. Также в обрамлении ногтевого орнамента находится солярный знак. Надписей надгробие не имеет. На боковой поверхности орнамента нет. Возможно, он также был сбит, как и в случае с плитой № 1. Размеры плиты 162х69 см, толщина 20 см. Плиту следует датировать второй половиной XVII в.
Эти плиты, скорее всего, следует датировать Основным мотивом в орнаментации надгробий конца XVI-XVII вв. является "солярный знак" в обрамлении жгутового орнамента. Со второй половины XVI в. жгутовый тип орнаментации вытесняет геометрический. Наиболее популярным орнаментом в кон. XVI-сер. XVII вв. является розетка – символ вращающегося солнца.6 Судя по орнаментации, плита № 2, скорее всего, относится к более позднему периоду, чем № 1.
Сохранившийся в Отяково фрагмент белокаменной надгробной плиты (№ 3) это, видимо, её нижний правый угол. На лицевой поверхности он имеет ногтевой орнамент подобный надгробию № 2, в сочетании со жгутовым. На боку фрагмента сохранилась часть надписи, выполненная трёхгранно-выемчатым стилем, которая сильно сбита. На первой строке можно прочесть: "… БА БОЖИЯ А…" Вторая строка сбита на половину и прочтению не подлежит. Размеры фрагмента 33х40 см, толщина 20 см. Датировать этот фрагмент можно также серединой-второй половиной XVII столетия.
Фрагмент № 4 это также угловая часть плиты, предположительно её нижняя левая часть. Орнаментации не имеет. На боку этого фрагмента имеется часть надписи в две строки, выполненная трёхгранно-выемчатым стилем. Надпись сильно сбита (особенно пострадала вторая строка, прочесть которую невозможно): "… ЕТА ЗСА (7201 – 1692) ОКТЯБРЯ…" Размеры фрагмента 30х30 см, толщина 22 см.
Наша группа обследовала и кладбище в бывшем селе Никололужецком. Кладбище обнесено современной железной решёткой. По рассказам местных жителей, старые надгробия и могилы расчищали трактором под новые захоронения. Посреди кладбища якобы был подземный ход с выложенным кирпичным сводом, который вёл в строну церкви. Ныне он засыпан. Скорее всего, это был склеп. Каменная Успенская церковь, построенная в 1810 г. тщанием помещика Алексея Николаевича Панова,7 также не сохранилась. От неё осталась лишь груда кирпича, поросшая деревьями. Недалеко от того места, где стоял храм, выстроена современная деревянная часовня.
На этом погосте было выявлено три известняковые надгробные плиты, разной сохранности, расположенные между современными могилами. Одна из них хорошо сохранилась, и имеет надпись, выполненную трёхгранно-выемчатым стилем, в 9 строк: "ЛЕТА ЗРНЗ Г (7157 – 1648) ГО НОЯ//БРЯ ВЪ Л (30) ДЕН//ПРЕСТАВИ//СЯ РАБЖИЙ//САМЪСОН//ВИКУЛИН СЫ//НЪ БАТУ//РИНЪ". Под последней строкой проведена небольшая черта. Между разделённым над две части словом "ЛЕ ТА" вырезан жгутовой орнамент. Боковые поверхности плиты орнамента не имеют. Плита ориентирована север-юг. Её размеры 137х57х38 см, толщина 23 см.
Вторая известняковая плита сильно стёрта. По краю её лицевой поверхности со всех четырёх сторон проведена линия. Возможно, плита была орнаментирована жгутовым орнаментом и имела солярный знак. Имеющаяся надпись сильно стёрта, и прочесть её невозможно. Надгробие ориентировано запад-восток, сильно вросло в землю. По виду плиту можно отнести к XVII столетию. Её размеры 172х58 см.
Следующая белокаменная плита, находящаяся на погосте в Никололужецком, ориентирована запад-восток. Верхняя плоская часть её сильно побита, на ней вытесан четырёхконечный крест. Памятник на западном торце имеет надпись, выполненную трёхгранно-выемчатым стилем, в три строки. Первые две строчки в середине разделены верхним клеймом в виде восьмиконечного креста на Голгофе, с копием и тростью. Крест лицевой поверхности горизонтальных плит XVI-XVII вв. не изображался во избежание опасности попрания его ногами. Буквы надписи сильно побиты. Можно прочесть следующее: " …//… ПАРИЖСКАГ ПРЕСТАВИС РА…//…"
Нижняя часть надгробия отколота и отсутствует. На южном боку плиты имеется надпись в одну строку, также выполненная трёхгранно-выемчатым стилем, которая частично сколота: "…ОНДРЕЕВ СЫНЪ ВЕНЮКОВ (?)…"
Плиту следует датировать второй половиной XVII в., т.к. именно в это время появляется перенос надписи на боковые стороны надгробия. Размеры плиты 132х70х62, толщина 27 см.
В.И. Абакулов и В.В. Бубликов в октябре 2008 г. описали кладбище, расположенное возле шоссе, недалеко от деревни Кривское. Оно окопано и обсажено старыми берёзами и елями. Вблизи от входа на кладбище лежит надгробная известняковая плита. Частично она находится под современной железной оградой. Плита имеет жгутовой орнамент, в верхнем клейме солярный знак в виде "сегнерова колеса", обрамлённый также жгутовым орнаментом, выполненным трёхгранно-выемчатым стилем. Боковые грани памятника имеют орнамент в виде треугольников, направленных вершинами вверх и ниже их косые насечки. Надписи этот надгробный памятник не имеет. Жгутовой орнамент имеет ширину 8 см со всех четырёх сторон. В середине плиты за жгутовым орнаментом имеется линейный картуш размерами 108х26х21 см. Сама плита имеет размеры 124х42х37 см. Её толщина 18 см. Плиту следует датировать концом XVI-перв. пол. XVII вв.
В начале XVII столетия сельцом Кривским на р. Протве, в то время входившим в Малоярославецкий уезд, владели Кунай Елизарьевич Радищев и Матвей Фёдорович Синявин.8
Находки белокаменных надгробных плит не ограничиваются только территорией бывшего Боровского уезда. Сохранилась такая плита и в бывшем селе Гришове (Людемское) бывшего Перемышльского (ныне рядом расположена деревня Гришово Бабынинского района).
В 200 м к юго-востоку от городища бывшего города Людимеска, согласно клировой ведомости за 1915 г., помещик Щербачёв в 1662 г. построил каменную церковь во имя Святителя Чудотворца Николая.9 Однако судя по архитектуре, её можно скорее отнести к XVIII веку. И действительно, по клировым ведомостям Перемышльского уезда за более раннее время, эта церковь была возведена в 1769 г.10 Остается предположить, что Щербачёв в середине XVII столетия соорудил скорее деревянный, а не каменный храм.
Никольская церковь была закрыта в 1932 г. В этом же году начали сносить колокольню. В 1962 г. церковь не использовалась и, согласно "Отчету о недействующих зданиях церквей…" Полномочного Совета по делам религий при СМ СССР по Калужской области, подлежала "сносу из-за ветхости здания".11
Осенью 1997 г. В.И. Абакулов и А.А. Павлишак побывали возле описываемой церкви. Колокольня разрушена полностью, своды на трапезной обрушены. Возле южной стены трапезной нами обнаружена расколотая надвое надгробная плита из белого камня. В кирпичной стене трапезной видны две ниши на высоте 1-2 м от уровня земли, в которых, по всей видимости, и были вложены две половинки этой плиты. На плите сохранилась надпись, выполненная трёхгранно-выемчатым стилем: "ПРЕСТАВИ ЛОГИН//СТЕПАНОВ СЫНЪ". К сожалению, дата захоронения на плите не вырезана. Размеры плиты 86,5х45х36 см, толщина 23,5-24 см. Плита украшена жгутовым орнаментом (ширина 5-5,5 см). От орнамента до края плиты расстояние в разных местах от 0,8 до 3,4 см. В верхней части плиты расположено клеймо в виде розетки в обрамлении жгутового орнамента.12 Найденную плиту, скорее всего, следует датировать концом XVI-XVII вв.
К северо-востоку от села Потросова (Никольское) бывшего Калужского уезда (ныне деревня Никольское Перемышльского района) рядом с небольшим городищем сохранилась старая часть кладбища. Далее к западу находится вторая часть кладбища, занятая современными захоронениями. На небольшом участке старого погоста весной 2008 г. нами была обнаружена известняковая надгробная плита, которая неплохо сохранилась. Плита украшена жгутовым орнаментом (с трёх сторон его ширина 9 см, в изголовье 7,5 см). На боковой поверхности орнаментация отсутствует. Никаких надписей и солярного знака на плите нет. Она имеет ориентацию запад-восток. Размеры плиты 150х55х50, толщина 16 см. Скорее всего, плита относится к XVII столетию. Рядом на площадке старого погоста в высокой траве находятся крупные обломки известняка.
А.А. Павлишак и В.И. Абакулов в мае 2000 г. обнаружили в селе Ивановском Полукнязево тож бывшего Тарусского уезда (ныне Жуковского района) возле реставрирующейся каменной церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, построенной в 1766 г. князем Петром Фёдоровичем Тюфякиным,13 фрагмент белокаменного надгробия. Он был, видимо, использован при возведении этого храма. Фрагмент имеет остаток надписи в одну строку, выполненный трёхгранно-выемчатым стилем на лицевой поверхности: "…ВА ПРЕСТАВИСЯ РАБ БО…" Высота букв 4, 8 и 9 см. Размеры фрагмента надгробия 56х18х17,5 см. По бокам от надписи имеется жгутовой орнамент. Фрагмент можно датировать концом XVI-XVII вв.
Целая плита была в 1997 г. обнаружена при строительстве дороги в селе Подборки Козельского района (на территории бывшего погоста села Озерского Перемышльского уезда). Она принадлежала Семёну Павловичу Давыдову, умершему 20 ноября 1663 г. Найденное белокаменное надгробие описал в своей статье археолог И.В. Болдин.14 В дополнение можно отметить, что, вероятно, именно этот Семён Павлович Давыдов в 1646 г. был воеводой в Козельске.15
Большой интерес представляет каменная пятиглавая Никольская церковь в селе Николо-Гастуни бывшего Лихвинского уезда (ныне Белёвского района), построенная, по преданию, Иваном Грозным во время объезда им своих вотчин (в 1563 и 1566 гг.), в память победы, одержанной над литовцами. Исторические же сведения, относящиеся к этому храму, встречаются в Белёвских писцовых книгах 1628-1630 гг., где церковь значится каменной и названа соборной.16
По рассказам местных жителей, в 2002 г. семья фермеров начала ремонт церкви, строителями были поставили леса. Однако ночью в ноябре того же года центральный и два боковых купола рухнули вовнутрь храма. Ныне остались только два купола на одной стене. На этой же стене видны росписи. В 2005 и 2009 гг. при обследовании обвалившейся Никольской церкви в его фундаменте были выявлены заложенные туда при строительстве храма пять белокаменных надгробий. Они имеют и жгутовой орнамент, солярные знаки, надписи, но прочесть их не представляется возможным в связи с тем, что плиты связаны между собой раствором. Ориентировочно плиты можно датировать концом XVI-XVII вв.
На городище Малая Сушка Перемышльского района весной 2006 г. А.А. Павлишак обнаружил небольшой фрагмент белокаменной плиты. Его размеры 20х6 см. Сохранился и остаток геометрического орнамента, состоящий из мелких неглубоко резанных треугольников. Как этот обломок плиты попал на городище можно только догадываться. Возможно, его перенесли с кладбища одного из ближайших сёл или с несохранившегося некрополя Лютикова монастыря. На городище находилось также много небольших камней и достаточно массивных валунов, сохранившихся от древнего погоста. К сожалению, городище М. Сушка испорчено грабительскими раскопами, а многие валуны были вывезены в Москву для украшения территории при коттеджах.
Два надгробные плиты, имеющие форму близкую к кубу, были выявлены В.И. Абакуловым и С.А. Новиковым в мае 2003 и ноябре 2007 гг. Одна из них находится возле полностью разрушенной каменной церкви Ильи Пророка, построенной гвардии прапорщиком Ефимом Николаевичем Карповым в 1862 г. в селе Ильинском на Никизме Калужского уезда17, вторая на кладбище бывшего села Недоходова Мещовского уезда. Оба надгробия имеют надписи.
Нашей рабочей группой в течение 2006-2008 гг. были выявлены также три белокаменных надгробных плиты и ещё один фрагмент такой же плиты в Покровском Добром монастыре бывшего Лихвинского уезда (ныне Суворовский район Тульской области) и одна известняковая надгробная плита в Шаровкине монастыре бывшего Перемышльского уезда (ныне Перемышльского района). Оба монастыря в настоящее время возрождаются, там проводятся ремонтные работы храмов. На одной, разбитой на несколько частей, плите в Добром монастыре удалось прочесть следующую надпись, выполненную трёхгранно-выемчатым стилем: "ЛЕТА ЗРЗ (16.. – 165…?)…//СЕНТЯБРЯ В ... ДН ПРЕСТА//ВИ РАБ БЖ ВАСИЛЕИ СН//… КОВ". Можно предположить, что в 1650-х гг. в Добром монастыре нашёл свой последний приют представитель одного из дворянских родов, на протяжении многих лет связанного с Лихвинским уездом, члены которого погребались в этой обители, Василий Ханыков.
Часть других обнаруженных нами надгробных плит также имеют надписи. Изучение выявленных памятников будет проведено в ближайшей перспективе.
Сохранившиеся закладные доски в стенах церквей мы обнаружили лишь в двух сёлах. В селе Трубецком бывшего Малоярославецкого уезда (ныне Жуковский район) сохранились до наших дней два каменных храма, и оба имеют такие доски. Воскресенский и Знаменский храмы этого села стоят на возвышенном берегу речки Щепинки на территории бывшей княжеской усадьбы. О храмовом комплексе в селе Трубине и о владельцах села князьях Щербатовых писала в своей работе Л.Б. Сорокина.18
В пилон основания колокольни церкви Воскресения Христова села Трубина вмонтирована белокаменная закладная доска с храмозданной надписью. В ней сообщается, что храм построен в царствование Алексея Михайловича князем Константином Осиповичем (Иосифовичем) Щербатовым и освящен в 1674 г.19 Эта доска, имеющая надпись в 11 строк, выполненную трёхгранно-выемчатым стилем, сильно побита и частично замазана цементом. Нам удалось прочесть на ней следующее: "ЛЕТА ЗРОД ПРИ ДЕРЖАВЕ ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗА АЛЕКСЕА МИХАЙЛОВИЧА//ВСЕА ВЕЛИКИА И МАЛЫА И БЕЛЫА РОСИИ САМОДЕРЖ… ЕГО ЦАРСКОГО И ПРЕСВЕТЛАГО ВЕЛИЧ//СТВА…"
На северном фасаде храма Знамения Пресвятыя Богородицы, построенного тем же князем в 1692 г.,20 тоже есть доска с надписью, однако после разборки галереи она оказалась высоко на стене и для чтения труднодоступна. На плите имеется надпись в 10 строк, выполненная обронным стилем написания, для которого характерен высокий рельеф с глубокой выборкой фона. Настенные памятные доски господствовали всю первую половину XVIII в., дав начало бурному развитию барочных форм орнамента на намогильных памятниках.
Сохранилась одна закладная доска в нижней наружной части стены каменной Благовещенской церкви, построенной в 1767 г. женой прапорщика Дарьей Иевлевной Скобеевой,21 в селе Серединском бывшего Боровского уезда (осмотрена и сфотографирована в ноябре 2004 г.).
Надпись на плите выполнена обронным способом, высокохудожественной вязью и имеет четыре строки. Правый край плиты сколот, левый нижний угол также имеет утрату. Посредине плиты забит кованый гвоздь, который расколол её на две части.
Кроме калужской земли закладные доски сохранились на соседних территориях – в г. Верее в стене Входоиерусалимской церкви в Красной слободе (до этого церковь находилась в Спасском монастыре, упразднённом во второй половине XVIII в.), Крестовоздвиженском монастыре в г. Белёве, селе Сныхове Белёвского района.
Таким образом, данная работа – первая попытка обобщения сведений по сохранившимся белокаменным надгробиям и вкладным доскам XV-XVIII вв. на территории бывшей Калужской губернии (при древних монастырях и сёлах), а также о захороненных здесь личностях и строителях храмов. Это послужит примером для подобных исследований сохранившихся белокаменных памятников не только Калужской губернии, но и других регионов Центральной России.
Примечания
1). Массалитина Г.А., Болдин И.В., Бессонова Т.Ф. Комплекс белокаменных надгробий XVI-XVII вв. Воротынского Спасо-Преображенского монастыря. Материалы к своду надгробных памятников средневековой Руси. // Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. Выпуск 4. Калуга, 2003, с. 26-49; Болдин И.В., Массалитина Г.А., Бессонова Т.Ф. Белокаменные надгробия XV-начала XVIII в. Пафнутьев-Боровского монастыря. Материалы к своду надгробных памятников Средневековой Руси. // Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. Выпуск 8. Калуга, 2007, с. 130-150.
2). Беляев Л.А. Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII-XVII вв. М., 1996, с. 369-373.
3). Преображенский М.Т. Памятники древне-русского зодчества в пределах Калужской губернии. Опыт исследования древнего зодчества по губерниям. СПб., 1891, с. 77.
4). Государственный архив Калужской области (ГАКО), ф. 33, оп. 2 д. 2199, л. 214.
5). Там же, л. 376.
6). Компанец С.Е., Свиридова О.В. К вопросу о клеймах на надгробных плитах XVI-XVII в.в. / Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья. Калуга, 1989. С. 36, 38-39.
7). ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 2199, л. 261.
8). Платежная книга Малоярославецкого уезда 1621 года. / Родная старина. Вып. II. Малоярославец, 1998, с. 26
9). ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 2205, л. 257.
10). Зеленов В.С. Земля Бабынинская. Краеведческие очерки. Калуга, 1999. С. 24.
11). ГАКО, ф. Р – 3501, оп. 1, д. 6, л. 113.
12). Абакулов В.И. Надгробная плита из Людимеска Перемышльского уезда. / Природа и история Поугорья. Вып. 3. Калуга, 2003, с. 89-91.
13). ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 2209, л. 129.
14). Болдин И.В. Погребение сер. XVII в. в селе Подборки. / 1-2 Козельские чтения. Козельск-Калуга, 1998, с. 17.
15). Русская историческая библиотека. Том X. Записные книги Московского стола 1636-1663 гг. СПб., 1886, с. 305.
16). Преображенский М.Т. Памятники древне-русского зодчества в пределах Калужской губернии. Опыт исследования древнего зодчества по губерниям. СПб., 1891, с. 38; ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 2345.
17). ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 2307, л. 356.
18). Сорокина Л.Б. Храмовый комплекс в селе Трубино Жуковского района и его создатель князь К.О. Щербатов. / Малоярославец. Проблемы истории и возрождения. Материалы научной краеведческой конференции "Малые города России. Малоярославец – проблемы истории и возрождения" (6-7 октября 2000). Малоярославец, 2001, с. 127-135.
19). ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 2201, л. 272.
20). Там же, л. 270.
21). ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 2199, л. 360.

НОВОСТИ

Афиша детских интерактивных субботних занятий
Афиша детских интерактивных занятий Калужский объединенный музей-заповедник Уважаемые друзья ...

Стояние на Угре
Программа военно-исторического праздника «Великое стояние на реке Угре» Дата проведе...

Музей-заповедник "Полотняный Завод"
body { background: #FFF; }   Уважаемые посетители!  Приглашаем Вас посетить новый сайт му...

В Калуге наградили жителей области, принимавших активное участие в подготовке юбилея Победы
28 мая состоялось очередное заседание областного организационного комитета «Победа». В нем принял...

Экскурсии
Уважаемые посетители, обращаем Ваше внимание что нашем сайте изменён раздел «Экскурсии». bo...

Персонализация
Сделано в РА «Акцент»

© 2007 Калужский областной краеведческий музей
Калуга, ул. Пушкина, 14, усадьба Золотарева
Тел.: +7 (4842) 74-40-07